Мальчик с девочкой дружил…

«Он еще такой маленький!», «Она совсем кроха, а посмотрите — кокетка!» — думаем мы, с умилением глядя на своего дошколенка или младшеклассника. Сказки, игрушки, мультики — разве что-нибудь другое может интересовать нашего ребенка в таком возрасте? И вдруг мы с удивлением замечаем, что все внимание сына занято соседкой по парте, а дочь требует одевать ее в садик особенно нарядно, потому что хочет понравиться новенькому мальчику. Малыш влюбился? Неужели это так серьезно? А вы себя вспомните в их возрасте.

Как товарищ, как знакомый…

Валерке восемь, а мне — шесть. Он уже ученик, а я пока только мечтаю о ранце и пенале, по сказкам Пушкина осваивая чтение. И он кажется мне самым лучшим мальчиком на свете. Ведь он такой красивый, умный, сильный! Я фантазирую о том, как мы вместе будем ходить в одну школу. Жаль, не в один класс! И почему я так поздно родилась?! Но ничего, старшие девочки мне рассказывали, что на переменках можно поиграть на одной площадке. А после уроков мы вместе пойдем домой. Может, он даже понесет мой портфель. Точно понесет, ведь я же девочка, а он такой… такой… ну как богатырь из сказки! В своих мечтах я улетаю далеко-далеко, в то время, когда мы станем совсем большими. Вот мы вырастем и станем дружить. У меня будет длинная коса, как у царевны Лебедь, а у него — широкие плечи и сильные руки, как у папы, и русая борода, как у царя Салтана из книжки. И он будет носить меня на руках! А потом мы поженимся, и у нас будет много-много детей!.. Я со вздохом откладываю куклу. Девочки зовут меня играть на улицу. Напротив соседских ворот штабель бревен. На нем играют старшие мальчики. Я сразу замечаю Валеру. Вдруг с его ноги сваливается тапочек. Я подбегаю и подаю ему его. «Спасибо!» — говорит Валера и улыбается. Я на седьмом небе от счастья! Мой восторг так прозрачен, что всем сразу становится ясно, как я к нему отношусь…

Дети бывают очень жестокими в том, что касается чувств ровесников. Нет, никто не стал напрямую надо мной подтрунивать. Просто на следующий день мои подружки-первоклассницы принесли мне письмо. Они знали, что я не умею читать «письменные» буквы. Они интуитивно понимали, что я кого-нибудь попрошу это сделать. В письме в лучших традициях мелодрам советского периода моя симпатия признавалась мне в любви. А как должна вести себя девочка, когда ей цитируют горячее признание ее Принца? Ну как минимум лишиться чувств. «Девочки, держите меня, я падаю!» — прошептала я и театрально привалилась к забору. Смешно? Тогда мне это смешным не казалось.

Очень скоро я поняла, что мои «почтальоны» сами написали это замечательное послание — решили меня разыграть. Была ли я расстроена, когда узнала правду, воплотилась ли в жизнь хотя бы одна из моих фантазий, сейчас уже не важно. Важно другое. Прошло уже тридцать лет, из моей памяти истерлись многие лица моих поклонников и даже некоторые имена моих симпатий, а вот свою первую наивную детскую любовь я помню до сих пор настолько отчетливо, словно это было вчера — вплоть до того, какой теплый стоял июнь и какие огромные были ромашки у нас в саду. И в каждом претенденте на роль моей половинки я интуитивно искала вымечтанный в детстве образ — красивого, умного, с широкими плечами и сильными руками. К слову, именно такой и стал моим избранником — совпало все, вплоть до русой бороды!

К чему я все это веду? Да к тому, что детская любовь — чувство в чем-то, может, даже более серьезное, чем все, что ждет вашего сына или дочь впереди.

Комментарий психолога

Все начинается в детстве

«От двенадцати и младше»… Чудный возраст, когда у ребенка появляются первые влюбленности и привязанности. Малыш еще до конца не осознает, что с ним происходит. Но он уже наблюдал нечто подобное за родителями, знакомыми, видел это по телевизору, а может, и читал о таком в книжках. Взрослые это называли красивым словом «любовь».

У ребенка еще нет своего опыта. Поэтому он, выражая свои чувства, копирует чужой. В чем-то это для него, как игра в дочки-матери, — воплощая ту или иную роль, он настолько в нее вживается, что она становится его реальностью. Примеряя на себя тот стиль поведения, который он «подсмотрел», малыш вполне серьезно радуется и страдает.

Все, что происходит с мальчиком или девочкой в этом нежном возрасте, — это зерна, из которых потом разовьется личность. Именно сейчас ваше чадо учится любить, нравиться, дружить. У кого-то этот опыт будет более удачным. И он в дальнейшем не станет бояться знакомиться, выражать свои чувства. У него не разовьется пресловутый комплекс неполноценности — «Я некрасивая и никому не нравлюсь». Кто-то на первой любви опалит крылышки и с трудом сможет строить отношения, думая, что недостоин любви… Во многом будущая судьба вашего ребенка зависит именно от вас. Что его окружает? Какие люди, фильмы, книги? Какой пример он возьмет на вооружение, когда в его жизнь придет первое чувство?

…В одной из школ учителя забили тревогу. Ученик младших классов демонстрировал однокашникам не по возрасту развитую осведомленность «взрослой» стороной жизни. Причем происходило это тогда, когда он пытался понравиться девочкам. Оказалось, что у ребенка был бесконтрольный доступ к родительской эротической коллекции. И он подсознательно стал проявлять свои чувства так, как в «источнике», который оказался под рукой…

NB!

  • Сделайте «прививку» любви. Как воспитание вкуса начинается с нитки бус, в которых мать склоняется над колыбелью младенца, так и воспитание умения любить начинается с тех теплых, ласковых, трогательных отношений, которые малыш наблюдает между мамой и папой с первого дня своей жизни. Вежливость, предупредительность, нежность — это то, что малыш впитает буквально с молоком матери. Именно такие качества он будет проявлять по отношению к своей избраннице или избраннику.
  • Не спешите раньше времени рассказывать ребенку о сексе. И постарайтесь избегать ситуаций, когда он может случайно подсмотреть сокровенные сцены вашего с мужем общения.
  • Лелейте в ребенке детскость. Читайте ему старые добрые сказки — те, «где жили они долго и счастливо», подвергайте жесточайшей цензуре все, что он смотрит по телевизору. Пусть у него перед глазами будет как можно больше добрых и чистых примеров.

По мнению психологов, в среднем девочки впервые влюбляются в 5 лет, а мальчики — в 7-10 лет.

…Хочу Наташку дергать за косу!

«Мне все время хотелось на него смотреть, а еще — вместе гулять. И чтобы на 8 Марта он дарил мне подарочки. И на школьных утренниках танцевал со мной, а не с Наташей…» — делилась Танечка со своей мамой по прошествии времени. Она просто ждала, что понравившийся мальчик обратит на нее внимание, никак не показывая своих чувств.

Шестилетний Вова, придя из садика, прямо с порога выдал: «Мне нравится Маша! Я на ней женюсь!» Он все время старался быть рядом с девочкой, приносил ей из дому конфеты и именно с ней уморительно «топал» под песенку «Мишка с куклой…» Антон подскочил к Насте на детской площадке, обхватил и поцеловал в щеку прямо на глазах растерянных мам. На следующий день он так же выразил свою симпатию и маленькой Ирочке, заявив, что женится на обеих!

А восьмилетний Сережа просто затиранил свою одноклассницу Леночку. Он дергал ее за волосы, подкладывал на стул кнопки и жевательную резинку, колол циркулем и хлопал по спине измазанной мелом рукой…

И за всеми этими нежностями и шалостями стояло одно и то же — первая детская влюбленность.

Комментарий психолога

Не упустить момент

Потребность ребенка проводить время с «Машей» или «Сашей», «жениться», целоваться, одаривать сладостями или игрушками, даже задирать — это звоночек: ваш малыш влюбился. Так ведут себя открытые, раскрепощенные дети. Но некоторые скрывают свои чувства от всех. Они боятся быть осмеянными. Им может казаться, что с ними происходит что-то неприличное. Их «колокольчик» подает сигнал очень тихо, но постарайтесь его услышать. Чтобы в этой ситуации ребенок не остался один на один со своими эмоциями, побольше с ним общайтесь.

NB!

  • Не смейтесь над ребенком, узнав, что ему кто-то понравился: «Ой, какую чепуху ты говоришь! Какой ты у меня еще маленький и глупенький!» Наоборот, похвалите за то, что он такой добрый и чуткий. Успокойте, скажите, что происходящее с ним совершенно нормально и просто замечательно.
  • Не критикуйте выбор малыша. Все, что он от вас услышит, перенесет на себя: «Маме не нравится Маша. Значит, маме не нравлюсь я. Значит, я поступаю плохо». И наоборот: «Мама похвалила то, что я дружу с Машей. Значит, это хорошо, и я хороший, и поступаю правильно». Если вы просто внимательно и доброжелательно его выслушаете, то и впредь между вами не будет недомолвок и недоверия.
  • Поощряйте его желание отдавать. Мальчик хочет подарить подружке игрушку? Помогите выбрать. Задумал пригласить с собой в зоопарк? Созвонитесь с родителями девочки и предложите организовать для детей совместную прогулку. И т. д., и т. п.
  • Поговорите с ним о его чувствах. «Я выхожу замуж за Ваню!», «Я женюсь на Наташе!» — это повод не отмахнуться от ребенка или бросить дежурное: «Хорошо». Сядьте рядышком и доброжелательно поинтересуйтесь, как себе чадо это представляет. Расскажите о том, какая это ответственность и радость — заботиться о «муже» или «жене», каким надо быть добрым и терпеливым, уступать и оказывать внимание.
  • Не пускайте на самотек…

 

** поцелуи. В замешательстве все — и родители, и «осчастливленная» поцелуем девочка, и сам маленький «герой». При всей чистоте и наивности эта ситуация далеко не безобидная. Например, одна малышка после того, как ее поцеловал мальчик, всерьез решила, что теперь у нее будет ребеночек. Ни о чем не рассказав маме, она неделю жила в ужасе от произошедшего. Наконец на вопрос соседки — старушки: «Что же ты ходишь такая бледная и грустная?» ответила: «Маленький у меня будет…» Конечно, потом все разъяснилось к огромному облегчению, но можно только догадываться, что чувствовал бедный ребенок в ту злополучную неделю. Если поцелуем «порадовали» вашу дочку, объясните, что ничего страшного не произошло и никаких последствий у этого события не будет. Расскажите, что, скорее всего, мальчик хотел показать, как она ему нравится. Но поощрять такие поступки нельзя. Не стоит показывать маленькому «ухажеру», что он и впредь может это делать. Наоборот, надо возмутиться и показать, что ты недовольна его поступком. И если ты ему действительно нравишься, он придумает другую форму для выражения своей симпатии.
Вам пожаловались, что ваш сын проявляет неадекватную любвеобильность? Не ругайте его. Спросите, почему он так поступил? Потому что эта девочка ему нравится? Тогда подскажите ему, как можно завоевать ее симпатию не такими экстремальными поступками. Если подозреваете, что причина в слишком рано проснувшейся чувственности, посоветуйтесь с детским психологом.
** хулиганство. Никто не имеет права обижать вашего ребенка. Можно привлечь родителей обидчика, воспитателей, учителей, психолога, а можно попробовать их подружить…
Когда мне было семь, меня третировал десятилетний соседский мальчик. До такой степени, что мама всерьез боялась, что он меня покалечит. Лет через пять я узнала, что на самом деле ему нравилась, однако он не знал, как ко мне подойти. Тогда же я просто старалась обходить его десятой дорогой. Но вот пришло время отправлять меня в школу, и с конфликтом с «очень страшным соседом» надо было что-то решать — по дороге в школу и обратно я буду без присмотра родителей и в полной его власти. И тогда моей маме пришла в голову гениальная идея. Она отозвала его в сторонку и очень серьезно сказала: «Лена маленькая, а ты большой. Возможно, кто-то захочет ее обидеть. Ты уж, пожалуйста, присмотри за ней и защити, если что. Я могу тебе это доверить?» Все! Ситуация кардинально изменилась. Мой «обидчик» в раз превратился в моего защитника.
Если это ваш мальчик завоевывает девочку методом кнопок и циркулей, тут, как в ситуации с поцелуями, — надо разобраться. И или подсказать ребенку, как лучше себя вести, или посоветоваться со специалистом.
** замкнутость. Застенчивого ребенка обязательно нужно разговорить. Например: «Что-то ты грустный стал в последнее время. Знаешь, когда мне было примерно столько лет, сколько и тебе, я тоже ходила печальная. Мне тогда очень понравился мальчик…» И расскажите, как это было. Ребенок поймет, что в его чувствах нет ничего постыдного и ненормального. Это особенно важно, если о его любви уже знают ровесники и вовсю потешаются.

Скажи-ка, дядя…

Мама десятилетней девочки на вопрос дочки: «Как понравиться мальчику?» ответила предложением: «А давай я тебя одену!» И одела… по своим представлениям о привлекательной одежде. Любимый мальчик метаморфозы и не заметил, зато ее «оценили» более старшие и просто не давали ребенку прохода.

Комментарий психолога

Не навреди!

Лучше ничего не советовать, чем дать сомнительный совет. Родители иногда смотрят на проблемы детей с взрослой колокольни. То, что может подтолкнуть друг к другу взрослых людей, оказывает медвежью услугу детям.

NB!

  • Не торопите события. Не нужно, узнав о любви сына или дочки, тут же проводить лекцию о вреде ранней половой жизни и опасности венерических болезней. Скорее всего, ни о чем «таком» они и не думали. Так вы можете пробудить слишком ранний интерес к этой стороне жизни и оскорбить чувства ребенка. Не спешите делать из милой десятилетки нимфетку, облачая во взрослые соблазнительные тряпочки, — ее избранник может даже не догадаться о причинах произошедших с ней перемен, зато мальчики постарше воспримут «маскарад» однозначно: девочка созрела и вполне сгодится в качестве сексуального тренажера.
  • Хорошо подумайте, прежде чем что-либо рекомендовать ребенку. Безошибочный совет: «Стань для него другом». У детей могут найтись общие интересы и занятия. Это сблизит их гораздо лучше «внешних атрибутов». Вот тут как раз стоит просто наблюдать за ними со стороны и не мешать.

Ты мне больше не подружка!

Даша сидела с Сережей за одной партой. Они жили в соседних квартирах, вместе приходили в школу и возвращались домой. Родители всегда приглашали детей друг к другу на день рождения. Мальчик с девочкой дружили, и их папы и мамы иногда за глаза шутя даже называли их «женихом и невестой». Все закончилось, когда в класс пришла новая ученица. В красивом костюмчике, с большими распахнутыми глазами и длинными волосами. Через какое-то время Сережа стал избегать Даши, а на 8 Марта подарил плюшевую собачку и букетик подснежников не ей, а новой девочке… Мама долго уговаривала дочку не плакать, но она была безутешна…

Комментарий психолога

Маленькая трагедия

Как правило, детская любовь — это либо изначально безответные чувства, либо, увы, недолговечные отношения. И неизбежные страдания маленького существа. Первая детская любовь особенно ценна именно тем, что способствует духовному росту ребенка. Он узнает на собственном опыте, как это больно, когда тебе отказывают, когда тебя не ценят, когда твои чувства отвергают — и когда над ними смеются посторонние. Тот, кто через это прошел, уже не станет потешаться над влюбленными одноклассниками. И скорее всего, найдет нужные слова, чтобы, не обидев, дать понять своей поклоннице (поклоннику), что не может ответить на ее (его) чувства. Это закалка от сердечных потрясений и огромная работа души.

NB!

  • Поддержите ребенка. Объясните, что он замечательный, но, увы, любая дружба может закончиться, а любые чувства испариться. И это не потому, что он плохой, неумный, некрасивый.
  • Не умаляйте степени переживаний фразами вроде: «Да у тебя таких Сереж будет еще вагон и маленькая тележка!» Это может привить ребенку легкомысленное отношение к любви.
  • Помогите ему сохранить чувство собственного достоинства. Брошенный ребенок может начать навязываться охладевшей к нему любви. Расскажите ему, что лучше держаться на расстоянии, доброжелательно, вежливо, а не мелькать все время перед глазами, требуя поиграть, поговорить… Так из угасшей первой любви может вырасти крепкая дружба, которую, возможно, дети пронесут через всю жизнь.

«Выбивая из головы ребенка преждевременную любовь, не вбиваем ли мы тем самым преждевременный разврат?»

Януш Корчак

«Мамина школа»

Елена Назарова, 40 лет

«В десять лет мой сын влюбился в Алсу. Он обклеил ее постерами всю комнату, не пропускал ни одного ее нового диска. По этим признакам я и заметила его повышенный интерес к шестнадцатилетней певице, и это не был интерес фана к кумиру, а именно любовь мальчика к девочке. Я со своей стороны старалась только помогать: купила ему плейер, чтобы он мог слушать ее в одиночестве, кассеты, но, если приходилось «к слову», говорила с ним о том, что дружба с Алсу очень маловероятна, да он и сам это понимал… Только через четыре года его чувства немного остыли. И наверное, очень хорошо, что я не стала грубо ломать его мечту и подождала, пока время все расставит по своим местам, потому что теперь сын обязательно делится со мной всем, что в его жизни происходит».

Татьяна Ильченко, 35 лет

«Когда у моей девочки появилась симпатия к однокласснику, она спросила: «Мама, а расскажи, как можно понравиться мальчику». Я на минутку задумалась, а потом сказала: «Стань для него полезной и найди с ним общие интересы, например, вместе посещайте какой-нибудь кружок или спортивную секцию». Надеюсь, ей поможет мой совет. А разве есть лучший способ?».

Добавить комментарий